Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991–2011 годы. Официальный сайт выставки

Лицевой антипендиум

«Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир»

(Тропарь Торжества Православия).


Лицевой антипендиум. Собрание Мастерской лицевого шитья Иконописной школы при Московской Православной Духовной Академии
Лицевой антипендиум. Собрание Мастерской лицевого шитья Иконописной школы при Московской Православной Духовной Академии
        

Лицевым шитьем в искусстве древней Руси называлась церковная вышивка, изображающая лики-лица или лики-собрания святых. Отличительная особенность этого искусства от других видов творчества в том, что в эпоху его существования и расцвета в средневековой Руси произведения лицевого шитья никогда не выполнялись на заказ и не являлись средством дохода или кормления мастериц. Лицевым шитьем занимались только княжеские и царственные жены с их высокородными помощницами. Существование мастерской - светлицы мог позволить себе только Княжеский, Великокняжеский, а позже Царский дом. Князья воевали, а княгини вышивали. Образ мысли и возвышенное устроение души женщин древней Руси послужили основой при выборе ими занятия для своего вынужденного досуга. Решение украсить трудом своих рук именно Божии храмы свидетельствует об их глубокой, пронизывающей всё бытие вере.

В результате таких условий возникновения, исторически была выработана уникальная по кропотливости техника, не рассчитанная на рациональное, с точки зрения современного человека использование времени. Лицевые пелены шились годами. Каждая вышивка являлась итогом труда целой мастерской. Шитье одной пелены по времени и количеству задействованных людей сравнимо с построением целого храма. Лицевые вышивки приносились княжеской семьей в монастыри и храмы как дар с просьбой о ВЕЧНОМ молитвенном поминовении их рода. Произведения древнего лицевого шитья, которые мы можем видеть сегодня в музеях, свидетельствуют о высочайшем древнем искусстве, появление которого можно объяснить только глубокой осознанной верой их создателей.

Три столетия назад в связи с изменениями во всех сферах общественной и духовной жизни, в том числе и с изменениями в образе жизни женщин, искусство лицевого шитья было полностью утрачено.

В наши дни возрождающийся интерес женщин к духовным основам возродил и их интерес к древнему кропотливейшему искусству, занятие которым неразрывно связано с пониманием жертвенности служения. При иных условиях появление произведений лицевого шитья невозможно.

Одежда на престол, иначе антипендиум – драгоценная храмовая пелена призванная украшать переднюю сторону престола. Каждый входящий в Храм может видеть её через открытые Царские врата. В древности в храмах, благодаря дарителям, могло быть по несколько, посвященных разным церковным праздникам подобных лицевых пелен. В наши дни и одна такая пелена в храме, да и сами храмы, украшенные лицевыми пеленами большая редкость.

Идея создания антипендиума в технике лицевого шитья принадлежала настоятелю храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве города Москвы. Но в процессе реставрации храма было принято решение иного вида убранства для престола. На этот момент в Мастерской лицевого шитья Иконописной школы трудами десяти мастериц уже была выполнена треть вышивки, и прекращать работу над столь торжественной и монументальной композицией было бы печальным итогом общих трудов. Поэтому работа была продолжена, несмотря на утраченную прямую в ней необходимость. Вышивка пелены выполнялась в пяти пяльцах в течение двух лет. В работе над ней принимали участие: Бирюкова М. В., Гераськова Е. А., Голосникова О. Н., Горностаева Г. В., Елисеева Н. А., Забуга О. Н., Митрошина М. А., Петрова И. Г., Севастьяник М. И., Солоницына А. А. Прорись (рисунок всей композиции) и эскиз надписи выполнял выпускник Иконописной школы при МПДА Агафонов М.С. при участии Конюшевского А.В.

Внушительные для лицевого шитья размеры - 164х102см., богатые материалы - натуральный орнаментальный шелк бордового цвета, жемчуг и драгоценные камни, а также сама композиция «Спас на престоле с предстоящими Матерью Божией, Иоанном Предтечей и святителями Московскими Ионой и Киприаном» были выбраны соответственно назначению и местонахождению пелены. На кайме пелены был вышит Тропарь1 Торжества Православия2, который мы поместили в эпиграф данной статьи.

В настоящее время пелена является украшением собрания Мастерской лицевого шитья Иконописной школы при Московской Православной Духовной Академии.
------------------------

1. Тропа́рь (поздн. греч. Τροπάριον) — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника.

2. Неделя Торжества Православия — праздник в Православной церкви, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста. Празднование было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами.

Бирюкова Марина Владимировна.

Преподаватель лицевого шитья Иконописной школы
при Московской Православной Духовной Академии,
член Союза художников России.

О выставкеЭкспозицииСМИ
© 2011 Патриарший совет по культуре
© 2011 Православие.Ru
Московская Патриархия Рестэк Wombat Правительство Москвы Ростелеком