Монументальная живописьХрамовая монументальная живопись является значительной областью церковного искусства. Непосредственно связанная с архитектурой, она физически – пространственно – окружает созерцающего ее человека, погружает его в мир своих образов. Корнями она уходит в глубину веков: две тысячи лет христианства неразрывно связаны с великой историей христианского искусства. Декорация храма представляет собой сложную систему образов, расположенных в соответствии со строгой иерархией и ориентированных на Литургию. Церковная живопись создается для определенной архитектурной среды, она требует индивидуального подхода к каждому храмовому интерьеру. Создание росписи храма – сложный процесс коллективного творчества, требующий высокого профессионализма. Самая ответственная часть этого процесса –разработка проекта росписи. В проект закладывается образ пространства храма. От художника зависит, насколько этот образ будет зримо являть истины Евангельского учения и Православной веры.
Наиболее распространенной техникой монументальной
церковной живописи является роспись. Возрождение
прерванной традиции канонического церковного искусства
вызвало интерес к древним техникам стенной живописи.
Возникли вопросы о воссоздании технических способов ее
выполнения, проверенных временем и обеспечивающих
наибольшую сохранность росписи. Древнейшая из этих техник
– фреска, живопись по сырой известковой штукатурке
– была известна еще в Древней Греции, она же
применялась в росписи многих византийских и древнерусских
храмов. В настоящее время практическое изучение фресковой
живописи ведется на Кафедре церковной монументальной
живописи в Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Под руководством действительного члена Российской академии
художеств профессора Евгения Николаевича Максимова
преподавателями и студентами кафедры было изучено
множество древних памятников, от пещерных храмов
Каппадокии и романской живописи Франции и Каталонии до
многодельных росписей македонской школы и знаменитых
образцов древнерусской монументальной живописи. На
выставке представлены работы студентов Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, выполненные в древних техниках
истинной фрески, росписи по сухой известковой
штукатурке.
Образ света как явления духовной энергии с наибольшей
силой выражен в византийской мозаике. Мозаика имеет
уникальное свойство излучать свет, что достигается
действием золота и смальты. Некоторые цветные камни,
используемые в мозаике, обладают способностью отражения.
Все это соответствует языку византийского искусства, ибо
оно основано на понимании чистого света без тени. Этот
образ «Света от Света», входящий в
«Символ веры», пронизывает все пространство
византийского и древнерусского храма. Представленные на
экспозиции мозаичные работы – фрагменты мозаичного
декора византийских храмов и мозаичные иконы –
выполнены студентами Кафедры монументального искусства
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета в качестве курсовых работ. Некоторые экспонаты
На выставке
Иконописная школа имени преподобного АлипияИконописец священник Андрей ДавыдовТворческие мастерские Андрея Фехнера «Глитика» |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
© 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru |
||||||||||||||||||||
|