Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991–2011 годы. Официальный сайт выставки

Монументальная живопись

Храмовая монументальная живопись является значительной областью церковного искусства. Непосредственно связанная с архитектурой, она физически – пространственно – окружает созерцающего ее человека, погружает его в мир своих образов. Корнями она уходит в глубину веков: две тысячи лет христианства неразрывно связаны с великой историей христианского искусства. Декорация храма представляет собой сложную систему образов, расположенных в соответствии со строгой иерархией и ориентированных на Литургию.

Церковная живопись создается для определенной архитектурной среды, она требует индивидуального подхода к каждому храмовому интерьеру. Создание росписи храма – сложный процесс коллективного творчества, требующий высокого профессионализма. Самая ответственная часть этого процесса –разработка проекта росписи. В проект закладывается образ пространства храма. От художника зависит, насколько этот образ будет зримо являть истины Евангельского учения и Православной веры.

Наиболее распространенной техникой монументальной церковной живописи является роспись. Возрождение прерванной традиции канонического церковного искусства вызвало интерес к древним техникам стенной живописи. Возникли вопросы о воссоздании технических способов ее выполнения, проверенных временем и обеспечивающих наибольшую сохранность росписи. Древнейшая из этих техник – фреска, живопись по сырой известковой штукатурке – была известна еще в Древней Греции, она же применялась в росписи многих византийских и древнерусских храмов. В настоящее время практическое изучение фресковой живописи ведется на Кафедре церковной монументальной живописи в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Под руководством действительного члена Российской академии художеств профессора Евгения Николаевича Максимова преподавателями и студентами кафедры было изучено множество древних памятников, от пещерных храмов Каппадокии и романской живописи Франции и Каталонии до многодельных росписей македонской школы и знаменитых образцов древнерусской монументальной живописи. На выставке представлены работы студентов Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выполненные в древних техниках истинной фрески, росписи по сухой известковой штукатурке.

Образ света как явления духовной энергии с наибольшей силой выражен в византийской мозаике. Мозаика имеет уникальное свойство излучать свет, что достигается действием золота и смальты. Некоторые цветные камни, используемые в мозаике, обладают способностью отражения. Все это соответствует языку византийского искусства, ибо оно основано на понимании чистого света без тени. Этот образ «Света от Света», входящий в «Символ веры», пронизывает все пространство византийского и древнерусского храма. Представленные на экспозиции мозаичные работы – фрагменты мозаичного декора византийских храмов и мозаичные иконы – выполнены студентами Кафедры монументального искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в качестве курсовых работ.

Некоторые экспонаты

Боородица Одигитрия
Боородица Одигитрия
Свв. Георгий и Димитрий
Свв. Георгий и Димитрий
Архангел "Вознесение"
Архангел "Вознесение"
Спас Эммануил
Спас Эммануил
Св. вмч. Георгий Победоносец
Св. вмч. Георгий Победоносец

На выставке

    Иконописная школа имени преподобного Алипия

    Иконописец священник Андрей Давыдов

    Творческие мастерские Андрея Фехнера «Глитика»

    О выставкеЭкспозицииСМИ
    © 2011 Патриарший совет по культуре
    © 2011 Православие.Ru
    Московская Патриархия Рестэк Wombat Правительство Москвы Ростелеком