Эмиль Гатауллин. «Грешный человече»Грешный человече…Этот проект я начал снимать в 2006 году, после моей первой поездки на многодневный крестный ход, проводимый Русской Православной Церковью. С тех пор каждое лето я езжу на несколько крестных ходов в Кировскую, Ярославскую и Вологодскую области. Мне интересны верующие люди, хочу узнать их поближе, попытаться понять, для чего люди приходят к Богу, почему выбирают именно этот путь, почему живут так, а не по-другому. Мне кажется важным запечатлеть не религиозное событие, не внешнюю сторону происходящего, а попытаться показать отдельного человека – его эмоции, чувства, страдания, его внутреннее состояние. И при этом показать общение человека с Богом без крайностей: с одной стороны, без цинизма, а с другой – без слащавости и елейности. Крестный ход достаточно серьезное физическое испытание для любого человека: идут несколько дней по полям и просёлочным дорогам от деревни к деревне, проходя по несколько десятков километров в день. Идут в жару и в холод, под палящим солнцем и под проливным дождем. Все время хором поют церковные песнопения и молитвы. В каждом селе, даже нежилом, в каждом храме, даже полуразрушенном, делается остановка и служится молебен. На привалах люди валятся в траву, чтобы отдохнуть, перекусить, заклеить пластырем мозоли на ногах, а кто-то успевает и вздремнуть. Люди собираются самые разные – монахи и миряне, старики и молодые семьи с грудными детьми, городские интеллектуалы и деревенские батюшки вместе со своей паствой. Разные слои общества смешиваются и становятся чем-то единым. Во главе процессии несут хоругви, кресты и иконы. Говорят, когда несешь икону, гораздо легче идти. В жилых селах крестный ход встречают местные жители, чтобы приложиться к особо почитаемым иконам. На ночлег останавливаются в крупных селах, где есть действующие храмы. Спят паломники кто где: в палатках, в сельских клубах, в школах, или просто просятся на ночлег к местным жителям. Участвуя в крестном ходе, я могу наблюдать верующих людей с максимально близкого расстояния и проводить с ними достаточно много времени. Видеть человека не только в храме за молитвой, но и в обычных бытовых условиях, во время отдыха или общения. Мне интересны нюансы поведения, эмоции, какие-то характерные детали, необычные ситуации. Все то, что может правдиво рассказать о человеке или передать его внутреннее состояние. Если судить по внешним проявлениям, то можно заметить у людей различное отношение к религии. Кому-то достаточно лишь внешнего соблюдения традиционных обрядов, кому-то важен сам образ жизни, унаследованный от предков, а кто-то (но таких, кажется, меньшинство) стремится найти истинную веру. Многие люди приходят попросить помощи у Бога, найти разрешение насущных жизненных вопросов, возможно, это их последняя надежда. У кого-то лежит грех на душе, у кого-то проблемы со здоровьем своим или детей, у кого-то семейные трудности или муж-алкоголик. Не случайно на крестном ходе женщин намного больше, чем мужчин. Но есть и те, кто приходит с радостью, как на праздник, ничего не просит, а, наоборот, благодарит Бога.
Об авторе
В 2003-2004 годах посещал занятия фотографа и теоретика
Александра Лапина.
Участие в выставках:
Награды на конкурсах: |
||||||||||
|
||||||||||
© 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru |
||||||||||
|