Первый канал: Церковная служба высоких технологийМосква, 4 ноября 2011 года Выставка «Православная Русь» впервые проходит в новом формате – интерактивные экраны, виртуальные экскурсии, множество мониторов. Новые технологии, которые должны не оставить равнодушными посетителей разных поколений. (FLV файл. Продолжительность
Как незаменима цифровая техника Анне Павловне объяснять не нужно. Сама кого хочешь убедит. Если бы не щиток с кнопками, это ей пришлось бы взбираться на верхотуру и стоять на ветру. Теперь колокольню свою она включает одним нажатием, и всю округу заливает цифровым переливом. Нано-собор. Так горожане окрестили новый сейсмоустойчивый сочинский храм. Построен по космическим технологиям. Века прослужат купола, покрытые сплавом нитрит-титана. Дешевле, практичнее, а главное – от золота не отличишь. Только кажется, что эти узоры керамические, тоже всего лишь краска. «Он на солнце блик дает, как автомобильная краска. Если пыль убрать, горит цвет, с любой точки идет преломление», – рассказывает начальник участка строительной компании Сергей Сариев. В полуразрушенном Воскресенском храме села Болотное прогресс чувствуется еще сильнее. Новые технологии здесь не красоты ради, а мера вынужденная. Больше двух человек в день в храм не заходят – не рискуют. При этом отец Андрей только за утро общается с сотнями верующих. Его приход виртуальный, проповеди легко скачать. «Перед каждым богослужением я вкладываю отдельную тему, чтобы мне написали имена, и я за этих людей помолился. А когда нужно мне – они за меня помолятся», – говорит настоятель Воскресенского храма села Болотное протоиерей Андрей Ефанов. Владеть электронным не только словом, но и кистью должны иконописцы воронежской мастерской. Образы сканируют, затем обрабатывают. Отретушировать нимб, выровнять в «Фотошопе» одеяние – здесь обычные термины. Но есть одно правило – внутри цифровой машины все только необходимое для иконописного дела. «У нас даже Интернета нет, мы в другое место ходим, чтобы не осквернить», – говорит оператор Татьяна Ластовченко. Срок годности – 100 лет, устойчивы к перепаду температур и даже к прямым лучам солнца. Так что намоленными они тоже успеют стать. Хотя заказывают такие иконы как временные, пока не будут готовы постоянные. Не то что на века, эти образы останутся в истории. Пока производители техники решают как 3D сделать доступнее, а просмотр комфортнее, мастера иконописи с помощью новых технологий эту задачу уже решили. Иконы не просто объемные. Они светят изнутри. Буквально. В них каждый штрих драгоценный. 28 оттенков: золото коричневое, зеленое и даже лунное. Палитру смешивали на молекулярном уровне. Иконописцы научные открытия превратили в высокое искусство. Только фон может быть семицветным, а само письмо, к примеру, сквозным. Что значит – золотая пластина микронной толщины просвечивает сквозь основной цвет, или становится сплошным драгоценным узором, или легким, едва заметным штрихом, матовым – не отполированным, или разглаженным, почти звенящим. Работа – ювелирная. Каждая икона – на вес золота. Тончайшие детали, хрупкий материал диктуют темп. Даже на самый скромный размерами образ нужно несколько месяцев кропотливой росписи. Всего этого прихожанин сразу не видит, зато чувствует, говорят священники. «Менталитет человека такой, что человек понимает – да, существует этот мир, существует виртуальный мир. Это ощущение и понятие уже возникли. Но кто ему дает этот мир? Компьютер? Или иная реальность?», – говорит протоиерей Владимир Верига. Новые технологии не только знакомы церкви, они уже у нее на службе. Благодаря химическим формулам из-под кисти выходят новые образы, а через Интернет тысячи верующих слушают электронную проповедь. Звучит парадоксально, но именно научный прогресс делает церковь ближе к современной жизни. «Церковь должна быть чуткой, в том числе, и к культурным запросам прихожан. Она должна не предлагать некую далекую от их сознания субкультуру, а стараться воцерковить ту культуру, в которой люди воспитались Это очень непростой процесс. Он нередко создает и внутреннее напряжение и внутри церкви. Хранить традицию и в том числе включать культуру, которая является культурой ее паств. Этот подход и определяет церковь, как вечно юную и современную», – сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваш комментарий: |
||||||||||
|
||||||||||
© 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru |
||||||||||
|