В Манеж, к Тихвинской…На уникальной выставке 70 тысяч посетивших ее впервые смогли с помощью новейших IT-технологий познакомиться с результатами трудов последних двух десятилетий по возрождению церковной жизни в России и других странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.
Церемонию открытия выставки 4 ноября возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к собравшимся, Патриарх отметил, что с тех пор, как началось возрождение нашей Церкви, «за эти 20 лет на просторах Святой Руси произошло то, что не происходило за всю историю рода человеческого». «Ни одна страна, ни одна цивилизация, ни одна религиозная группа, ни одна Церковь не переживала то, что пережили мы, — грандиозное возрождение Православия. Это тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей; это учебные заведения, больницы, хосписы, социальные центры, школы для взрослых и для детей; это работа с Вооруженными силами и в местах лишения свободы». «Мы вложили наши силы, наше разумение, наше горячее чувство веры в то, чтобы возродилась Русь», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Сегодняшняя выставка не повод для триумфализма, хотя нельзя не отметить всего того, что было сделано, потому что это уникальное событие в мировой истории. Сегодняшняя выставка должна помочь всем нам понять, чем является Русская Церковь и, уже отталкиваясь от этого фундамента, двигаться вперед с тем, чтобы вера становилась той движущей силой, которая способна совершать чудеса, как было чудом освобождение Руси в начале XVII века от врага, покорившего столицу, вошедшего в Кремль», ― отметил Первосвятитель. *** Так сложилось, что поехал я на выставку только 7 ноября, в день 94-й годовщины Октябрьской революции, ныне обычный рабочий день, уже ближе к вечеру. Выхожу из метро на Театральной, направляюсь к Манежу. Хмуро, зябко, центр почти безлюден. Долго искал вход на выставку. В результате обошёл Манеж, словно крестным ходом храм, по часовой стрелке. Слова «крестный ход», «храм» здесь, впрочем, вполне уместны. Центральный зал выставки, как потом увидел, действительно напоминал храм. *** В праздники вокруг храмов совершаются крестные ходы. Вот и я совершил свой. Совершил его, получается, во имя великой святыни – Тихвинской иконы Божией Матери, которая была доставлена в Москву, в Центральный Манеж, из Тихвинского Успенского монастыря под Санкт-Петербургом. Каждый день до начала работы выставки перед святыней, которой без малого двадцать веков, совершался молебен. В 2004 году этот образ Божией Матери вернулся в Россию после 60-летнего пребывания на чужбине. Возвращение чудотворной иконы Богородицы во многом стало возможным благодаря стараниям покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, его заботам об укреплении связей Православных церквей России и Америки. *** По церковному преданию, сей образ – один из нескольких, что написал ещё при земной жизни Богородицы святой апостол Лука. В V веке этот образ был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где во имя него воздвигли храм, известный под именем Влахернского. За несколько десятков лет до падения Константинополя и начала турецкого ига образ таинственным образом исчез... Чудесное явление в XIV веке, в 1382 году, через два года после Куликовской битвы, в северных пределах Руси, Влахернской иконы Божией Матери наши благочестивые предки расценили как Промысл Божий. Как говорится в «Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской», она явилась в лучезарном сиянии, образ парил в воздухе над водами Ладожского озера. Простые русские рыбаки со страхом и почтением взирали на это чудо. Потом икона удалилась от них и явилась уже в другом месте, неподалеку от озера. Неоднократно появлялась она то тут, то там, даруя исцеление страждущим, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина, на реке Тихвинка. Икона опустилась на землю. Об этом чуде узнал и великий князь Димитрий Донской, который повелел поставить здесь церковь. Из Москвы отправились несколько священников и диаконов, чтобы служить при явленном образе Божией Матери. Весьма почитал Тихвинскую икону Божией Матери, как и его отец Василий III, Иван Грозный. По его повелению был основан Тихвинский мужской монастырь, главным собором которого стал Успенский, в нём хранился чудесный Образ. В Смутное время Тихвинская икона Божией Матери стала одной из особо почитаемых икон Пресвятой Богородицы на Руси, Небесной Покровительницей защитников Отечества. Когда началось изгнание из пределов Руси польских и шведских оккупантов, шведский военачальник, француз по происхождению, Жак Делагарди, который слышал о чудесном заступничестве Тихвинской, пришёл в ярость. Он отправил из Новгорода на Тихвин военный отряд, приказав ему разрушить до основания монастырь, а икону доставить ему. Во время осады Тихвина шведами к одной благочестивой женщине во сне явилась Богоматерь и сказала, что, если монахи с Тихвинским образом в руках обойдут вокруг монастыря, враг отступит. Так и получилось. После того, как крестный ход состоялся, шведы, объятые непонятным ужасом, сняли осаду и позорно бежали. 10 февраля 1617 года в деревне Столбово между Россией и Швецией был заключен мир. Тихвинская икона становится общерусской святыней. Заключение мира со Швецией было первым крупным дипломатическим успехом только что восшедшего на престол юного царя Михаила Федоровича, основателя династии Романовых. 26 июня (по Григорианскому календарю – 9 июля), в день окончательной победы над шведами, был установлен праздник в честь чудотворного образа, оберегавшего наше воинство. Прославилась Тихвинская икона и во время Великой Отечественной войны. До ноября 1941 года на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось. Ленинград попал в блокаду. Лишь узкая полоска земли разделяла немецкие армии и финские. Если бы они соединились, замкнули кольцо, тогда Ленинград был бы обречен. Но именно здесь, под Тихвином, противник был остановлен. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили и вывезли с территории монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская Богоматерь. В начале 1942 года они привезли икону в Псков в распоряжение военной комендатуры и поместили в хорошо охраняемую оружейную комнату. В начале 1944 года, перед тем как бежать из Пскова, фашисты вывезли все имевшиеся там культурные ценности, включая Чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, в Ригу. Здесь икона была передана на попечение епископу Рижскому Иоанну (Гарклавсу), которыйспасал русскую православную святыню. *** А мне вспоминаются июньские дни 2004 года, когда святой образ наконец-то вернулся в Россию. Над храмом Христа Спасителя летала стая белых голубей, символизирующих благую весть. Облака уплывали далеко за горизонт. И небесная синь над столицей напоминала Покров Пресвятой Богородицы... Тысячи верующих собрались возле храма Христа Спасителя. И, наверное, все мы не раз потом будем рассказывать своим детям и внукам о встрече с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. Незаметно пролетели четыре дня, в течение которых и днем, и ночью в храм Христа Спасителя верующие шли поклониться иконе. Многие из них приехали в Москву из других городов. Пожилые приносили с собой складные стульчики – ведь ждать в очереди приходилось по нескольку часов. Молодые, беря пример со старших, чинно молчали или читали молитвы. Но особый свет надежды озарял лица инвалидов, которые выделялись в огромной очереди, опоясавшей храм. За исцелением к Чудотворной они добирались на колясках сами или в сопровождении близких. Начинается вечерняя служба. Благодаря радиотрансляции все, что происходит внутри храма, можно слышать далеко окрест. И площадь перед храмом, заполненная священнослужителями приходов столицы и мирянами, то благоговейно замолкает, то подхватывает слова молитв. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Герман совершают молебен с чтением акафиста перед Тихвинской иконой Божией Матери. Но вот молебен закончен. Чудотворный образ торжественно выносят из храма Христа Спасителя. Начинается Крестный ход. Его возглавляют Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Герман. Святыню в бронированной капсуле несут представители духовенства в голубых облачениях, традиционных для богородичных праздников. Благолепие празднику придают несколько мужских и женских хоров. Сначала Крестный ход направляется вокруг храма Христа Спасителя. Затем идет по Кремлевской набережной к Красной площади. Параллельно с Москвой-рекой возникает и движется еще один живой, стремительный поток. Кажется, здесь трудно отыскать кого-либо. Но вот вижу знакомое лицо и здороваюсь. Это – выдающийся русский писатель Владимир Крупин. – Ничего подобного в жизни не видел, – признается Владимир Николаевич. – Сегодня настоящий праздник... Толпа разлучает нас у самой Красной площади. И вот окончание нашего пути. У Казанского собора Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Герман совершают ещё один молебен. Предстоятель Русской православной церкви осенил чудотворным образом Первопрестольный град Москву, молясь, чтобы «Царица Небесная сохранила Отечество наше от бед, скорбей и испытаний». У Иверской часовни икону поместили в специальный автомобиль, и святыня отбыла из Москвы в Санкт-Петербург. *** В Манеже после серого московского дня сразу же ощущаю атмосферу праздника. Издали вижу чудотворный Тихвинский образ, к которому уже у самого входа выстраивалась очередь. «Благодарю Тебя, Матерь Божия!» С первых шагов выставка поражала и своим ярким, неординарным дизайном, и впервые за годы её проведения широко применяемыми в экспозиции мультимедийными средствами. Даже если бы я простоял до самого закрытия в очереди, чтобы поклониться святыне, средоточию, сердцу юбилейной выставки, одна её панорама дала бы представление о тех грандиозных духовных преобразованиях, которые произошли в жизни страны и Русской Православной Церкви за минувшее двадцатилетие. Вот эта очередь – к иконе Тихвинской Божией Матери, поклониться которой пришли тысячи людей, для многих, безусловно, стало главным событием выставки. *** Манеж в те дни стал одной гигантской мультимедийной инсталляцией. Впервые Церковь здесь столь масштабно заговорила со своей паствой на языке высоких технологий. Иду по коридору «За веру и правду пострадавших», где висят портреты репрессированных священников и простых людей, причисленных к лику святых. Из динамиков – музыка военного времени. Известные каждому мелодии и мало кому известные цифры о репрессиях в годы советской власти. В зале современной церковной утвари среди её блеска – простой дикирий для свеч, который для будущего Патриарха Алексия I рабочие путиловского завода изготовили… из деталей пулемета. Этот дикирий выставили здесь специально, чтобы напомнить о прошлом, о цене, которую Русская православная церковь заплатила за нынешнее свое возрождение. В центральном круглом зале, напоминающем храм, на купол проецировался лик Христов. По окружности всего зала выведены изображения известных святынь – монастырей и храмов, возрождённых за минувшее двадцатилетие. Рядом – цитаты классиков русской литературы и современных писателей о вере и духовности. Благодаря мониторам, в этом зале можно было познакомиться с жизнью 190 епархий Московского Патриархата по всему миру, а благодаря интерактивной карте словно воочию увидеть деревянную церковь, построенную на острове Ватерлоо в Антарктиде – единственный там христианский приход. А стенд, оснащенный мультимедийным экраном и динамиком в форме колокола, позволял выбрать одну из церквей и прослушать звон именно её колоколов. *** Специально подготовленные для выставки фильм и слайд-шоу из редких фотографий, транслировавшиеся на двух плазменных панелях, были посвящены этапам минувшего двадцатилетия Воссоединения Русской православной церкви. Вот на одном из фото прекрасного фотомастера Владимира Ходакова – Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Они – лицом к лицу. Два мудрых старца, их седовласые главы обнажены в знак примирения, примирения верующих людей в Отечестве и рассеянии. Перед уходом в вечность это стало делом всей их земной жизни. *** Мне очень хочется поклониться Тихвинской, приложиться к святыне. Завершив осмотр выставки, я вновь оказался всего в нескольких шагах от иконы. Люди всё идут и идут к ней. Ищу, где начало очереди. Кто-то вдруг пропускает меня к иконе. И вот уже, приложившись к святыне, я тоже получаю маленькую бумажную иконочку на молитвенную память с благословением святейшего Патриарха Кирилла. Уже отойдя чуть в сторону, мысленно благодарю Божию Матерь за её милость ко мне. *** На нижнем этаже Манежа осматриваю экспозицию работ художников, знакомлюсь со стендами православных издательств, на одном из которых покупаю книгу – давно мечтал! – наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы». И эта, ставшая популярной в короткое время, книга, среди прекрасных отзывов на которую и отзыв президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Н.А. Нарочницкой, тоже яркий итог минувшего двадцатилетия: «…В этих коротких и совершенных по литературной форме и эстетике рассказах, – пишет Наталия Алексеевна, – удалось через малое сказать так много о большом! Сам архимандрит Тихон в рассказах везде остается именно послушником, и не скрывает много забавного и очень жизненного о себе – и полумальчишеском скепсисе, и сомнениях на своем пути. Когда сегодня ставший отцом-наместником Сретенского монастыря архимандрит Тихон уже многих своих печерских наставников перерос и сам является наставником и духовным отцом очень многих и многих ярких и незаурядных людей, особенно трогательны его бережное почитание и неизбывная благодарность к той лествице, которой стала для него Псково-Печерская обитель…». *** Одеваюсь, иду к выходу. И вновь – уже третий раз за сегодня! – милость Божией Матери ко мне. Вижу, что священники вынули из временного киота специальную капсулу с Тихвинской и на руках понесли икону к выходу из Манежа. Как и все, молитвенно опускаюсь на колени, а потом, поднявшись, оказываюсь в первых рядах, провожающих святыню крестным ходом к автобусу. Каждый, конечно, молится и думает о своём, сокровенном. И о нашей Отчизне тоже. Что же будет с нами завтра? Хочется верить, что коль скоро у нас есть такие святыни, как Тихвинская, выстоим. Ваш комментарий: |
||||||||||
|
||||||||||
© 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru |
||||||||||
|