Икона "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных"
Перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов. Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов. СРЕДНИК В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве. Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити...» (Мф. 10:28).
По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа Царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях — далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России. Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Их соответственно возглавляют святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Глава Церкви Святейший Патриарх Тихон помещен слева, потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, как в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя. Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в «Завещании» Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 гг. Однако, святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре Царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними. В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. ДЕИСУСНЫЙ ЧИН В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: “Аз есмь свет миру” (Ин.8:12). Его образ завершает вертикаль: царственные мученики – престол – крест – купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые XX – XIX вв. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками. КЛЕЙМА Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника. Клейма справа по вертикали - изображения мученических кончин отдельных святых. Клейма слева – массовые сцены. В среднике и в деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения. Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю.
Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. В центре - сам монастырь со Спасо-Преображенским собором. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников. На острове Анзер находилась лагерная больница, также мрачно известная. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест.
В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.
Святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти. На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма “Кресты”, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда.
ЧЕТВЕРТОЕ КЛЕЙМО Первого зарывают живым в землю, второго топят в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник – деятельный миссионер в Японии, трудившийся затем на ряде кафедр, глубокий мыслитель и аскет. Святитель Гермоген – блестяще образованный церковный деятель, подвижник. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник 20 июня 1918 г. Образы святых становятся знаками страдания, таинственно просветленного благодатью Духа Святого, укрепляющего подвижников в их противостоянии врагу. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и ради вечной жизни освящает землю и воду, что наиболее зримо показано в данном клейме. С нимбами вокруг просветленных ликов, с молитвенными жестами, в ярко-праздничных, небесных одеяниях они погружаются внутрь стихии, будучи сами как бы бесплотными, уже обретшими ангельское состояние.
ПЯТОЕ КЛЕЙМО Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру “русским Ватиканом”. Все эти события обобщены в композиции. Изображен – условно – главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря. По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы.
5 июля 1918 года. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту. На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует невинность жертв, с одной стороны, и свирепость убийц – с другой.
СЕДЬМОЕ КЛЕЙМО Святой Тихон – великий иерарх. Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период. Выбранный для иконного изображения момент его жизни позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа. Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года. На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ.
ВОСЬМОЕ КЛЕЙМО Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо. Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием.
Бутовский полигон – одно из трагических мест русской истории ХХ века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Ныне в Бутово поставлен крест, и воздвигнут деревянный храм. Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа – в центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло-желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях. Старец благословляет палачей. Слева группа ведомых на казнь. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь.
Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. Большевики же расстреливали мирных людей. На фрагменте слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут диакона. В середине епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. Напротив крестного хода, группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами.
ОДИННАДЦАТОЕ КЛЕЙМО Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель Владимир был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. В момент смерти святитель благословлял убийц.
Момент казни в композиции отсутствует. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками.
ДВЕНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы. «Белые платочки», как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога. На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника.
Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения. Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.
Саровская Успенская пустынь, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.
На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви. Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем местности, где святитель был предан смерти. Горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным олицетворениям зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности. Композиция с убиением святителя Кирилла – последнее клеймо иконы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|